Что теряют дети, которые не гуляют самостоятельно?
2012-08-31
**Сейчас я читаю много всего про городскую среду и детей, и об этом мы еще напишем. Но мимо этого исследования я не могла пройти, не отписавшись здесь, потому что это больная мозоль и моя, и многих знакомых мне родителей. Разделите мою печаль, пожалуйста.
Это исследование в 1996 году проводили в Цюрихе на цюрихских пятилетних детях. Всего их было несколько сотен. Части из этих детей родители разрешали гулять самостоятельно (группа А), а часть отпускали гулять только в сопровождении взрослого (группа Б).
Исследователям удалось найти 483 пятилетних ребенка, родители которых регулярно и последовательно разрешали им гулять без сопровождения, и 93 – тех, кого регулярно и последовательно отпускали гулять только в сопровождении взрослого. Еще 10 детей из группы А и 10 - из группы Б были участниками углубленного качественного исследования.
Опускаю подробности методологии исследования, там все было довольно прилично, верьте мне. И перейду сразу же к результатам.
Сколько дети играют на улице?
Как и ожидалось, дети, которым разрешали гулять самостоятельно, играли на улице гораздо больше времени, чем те, кто гулял только под наблюдением взрослых. Но все равно интересно посмотреть на цифры.
Дети, которые гуляют сами по себе:
- Не играют на улице – 0%
- Играют меньше часа в день – 12%
- Играют от часа до двух в день – 34%
- Играют больше 2 часов в день – 54%
Дети, которые гуляют со взрослыми:
- Не играют на улице – 49%
- Играют меньше часа в день – 13%
- Играют от часа до двух в день – 27%
- Играют
больше 2 часов в день – 11%
Дело, естественно, не столько в гипотетических желаниях самих взрослых. Те родители, которые предпочитали не отпускать детей гулять одних, в подавляющем большинстве случаев жили в условиях, недружелюбных к гуляющему ребенку: интенсивное дорожное движение, отсутствие вокруг дома дорог, на которых машины должны ехать со скоростью шага, и т.п. То, отпускали ли родители своих пятилетних детей гулять, напрямую зависило от ситуации на дорогах, близких к дому.
Общение
Выяснилось, что дети, имеющие возможность регулярно гулять без сопровождения взрослого, имели в 2 раза больше друзей, с которыми можно поиграть, чем дети, не гуляющие сами по себе.
Удивительно,
но эта закономерность касается не только детей, но и взрослых: взрослые,
проживающие в районах, в которых они не хотят выпускать детей гулять без
сопровождения, оказались в среднем знакомы с 37 людьми, проживающими
неподалеку, а те, кто имел возможность разрешать детям гулять в одиночку – с 81.
Помимо размера группы друзей по играм, условия проживания, влияющие на возможность самостоятельных прогулок, влияли и на такие показатели, как: ходил ли ребенок в гости, и как часто, сколько у него было взрослых знакомых, как часто он вступал в диалоги со взрослыми, как часто дети вместе путешествали или устраивали праздники.
Взаимопомощь
Родители, проживающие в условиях, которые позволяют им отпускать пятилетних детей гулять самостоятельно, могли назвать в три раза больше соседей, с которыми ребенка можно оставить на час или два. Сами они, в свою очередь, тоже больше были готовы сидеть с соседскими детьми.
Развитие детей
Чтобы оценка была справедливой, всех детей сравнили по показателям: темперамента, здорового зрения и показателям раннего развития. В этих, связанных с наследственностью и ранним опытом, показателях, дети из двух групп не отличались.
А вот по показателям моторного развития, социальных навыков и независимости, дети, которые не гуляли до пяти лет самостоятельно, заметно отставали от своих гуляющих сверстников.
Когда с детьми проводили тест, в котором исследуют дружеские отношения, «гуляющие» дети более позитивно рассказывали о том, что они делают с друзьями, а также демонстрировали более зрелые навыки в разрешении конфликтов.
Можно ли компенсировать недостаток самостоятельных прогулок?
**Это
самый, конечно же, трагичный, для нас, москвичей, раздел отчета.
Исследуемые
семьи принадлежали в основном к среднему классу и к классу выше среднего. Мамы
в них или не работали, или работали неполный рабочий день. Некоторые делили
обязанности по уходу за детьми с партнерами. Родители из группы Б предпринимали
много усилий для того, чтобы компенсировать своим детям недостаток
самостоятельных прогулок.
Более
80% родителей из группы Б считали важным обеспечить детям возможность играть с
другими детьми (так считали только 40% из группы А). 60% родителей из группы Б
2-5 раз в неделю ходили с детьми на детские площадки, в то время как только 25%
родителей из группы А делали то же самое.
Тем не менее, эти усилия родителей из группы Б не принесли желаемого эффекта, иначе различия между детьми из двух групп были бы не так очевидны.
Почему прогулки с родителями не работают так хорошо, как без?
Во-первых, прогулки с родителями сильно ограничены по времени. Час-два. Родители, как правило, не могут позволить себе гулять с детьми 4-5-6 часов в день. Сами же дети вполне могут гулять так много.
И во-вторых, важна спонтанно возникающая игра, игра без присмотра взрослых, и, что интересно, не на детских площадках, куда родители чаще всего водят детей гулять. Почему? А вот, почему.
Чем дети на самом деле занимаются на детских площадках?
Когда исследователи сравнили особенности игры детей на детских площадках и в непосредственном окружении ребенка (рядом с домом, во дворах), оказалось, что способы игры в этих местах отличаются.
На площадках дети больше качались на качелях, лазили по физкультурным снарядам и… все. Совершенно одинаково улицы, двор и площадки способствовали лазанию по деревьям, игре с песком и шумному поведению.
Вне площадок дети больше: бегали, катались на велосипедах и роликах, строили хижины и домики, играли в мяч, рисовали мелом, играли в игрушки, принесенные из дома, а также приспосабливали предметы, найденные на улице, для развернутых ролевых игр.
И
это еще не все! Вне площадок дети в принципе больше играли в ролевые и
коллективные игры.
То
есть понятно, что именно тех игр, которые важны для психологического развития
этой возрастной группы (мы сейчас о пятилетках), катастрофически не хватало тем
детям, которые не гуляли без родителей.
Грустно, что усилия родителей, которые делали именно то, что рекомендовали им специалисты (ходят гулять с детьми, следят за ними, возят их на «свидания» к детям друзей) не привели к хорошим результатам. Авторы исследования утверждают, что нормальные условия для жизни, позволяющие родителям не волноваться за самостоятельно гуляющих детей, могли бы быть в разы полезнее, чем множество детских площадок.
Интересное про тесные взаимоотношения мам и детей
В самом начале исследования, когда исследователи столкнулись с группой мам, которые считали, что место пятилетних детей – с родителями, а не на улице, и были в то же время очень, больше тех, кто не боялся самостоятельных прогулок, к своим детям привязаны, ученые расстроились. Их гипотеза состояла в том, что именно дорожная обстановка должна влиять на то, отпускают ли детей на улицу самостоятельно, а не степень привязанности к ним родителей.
Но в процессе исследования посмотрели на то, а как же распределены эти родители по городу. Оказалось, что такие сильно привязанные к детям мамы проживали почти что исключительно в местах, которые плохо предназначены для самостоятельных прогулок дошкольников. В тех же местах, где, например, перед домом была пешеходная зона, только 1% родителей не отпускали пятилетних детей гулять самостоятельно, а в зонах, в которых движение машин разреженное, а водители аккуратны – только 6%.
Так исследователи заключили, что скорее всего мамы, вынужденные постоянно находиться рядом с ребенком из-за того, что окружающая обстановка не располагает к обратному, закономерно формируют с ним более тесную привязанность.
**это может означать, что «Hold on to Your Kids» продукт не только (не столько?) просветленного родительского сознания, но и условий жизни в больших городах, дружественных к машинам, а не к детям.
***
Вот, в общем-то, и все.
Еще рекомендую вам прочитать вступление к книге «Outliers», которое можно добыть на сайте книги в Амазоне. Там о том, как обстановка, в которой дети могут гулять самостоятельно, взрослые – доверять соседям, и все вместе быть друг с другом знакомыми, влияет на показатели физического и психического здоровья.
Надя Павловская