Детские площадки и как на них уцелеть.
2012-05-29
Большинство наших знакомых мам не очень любят посещать классические детские площадки в городе и на даче. Однако, в силу разных причин, все мы так или иначе оказываемся в этой достаточно искусственной среде, чтобы побегать, попрыгать и пообщаться.
Вот 10 вещей, которые помогут сделать жизнь проще и приятней:
1. Перед посещением площадки расскажите ребенку, что это за место и зачем туда приходят взрослые и дети.
Например: "На площадку приходят очень разные люди, чтобы поиграть и пообщаться. Среди них есть большие и маленькие, красивые и некрасивые, умные и глупые, добрые и злые. И всем им находится место на этой площадке. Некоторые тебе понравятся, а некоторые, может быть, и нет. Но совершенно точно стоит постараться сделать так, чтобы нам всем было приятно находиться здесь.
Поэтому я расскажу тебе о правилах, которые нужно соблюдать на площадке..."
2. Договоритесь заранее о правилах поведения на площадке и объясните ребенку на конкретных примерах, что делать в той или иной ситуации.
Например:«Если у тебя кто-то просит игрушку, то...». «А если ты хочешь покачаться на качелях, то...»
3. Постарайтесь сократить количество правил до минимума. В зависимости от возраста ребенка их может быть 3-7 штук.
Например:
- правило спрашивать разрешения, прежде чем взять чужое
- запрет на драки
- правило делиться тем, чем хочется (и возможность не делиться тем, чем пока не хочется)
- соблюдение очередности на горке/качелях/в песочнице
- вежливое обращение к старшим и детям (здравствуйте-пожалуйста-спасибо-вы)
4. Объясните ребенку, что вы собираетесь делать, если малыш не следует этим правилам (иногда естественные последствия наступают сами собой, но иногда лучше не дожидаться этого момента).
5. Поощряйте и искренне радуйтесь вместе с малышом его новым социальным навыкам. Замечайте детали.
Например: «Вот это да! Сегодня ты сам попросил лопатку у Пети! Как у тебя получилось? Вот папа удивится!»
6. Объясните ребенку: бывает и так, что сам он не может решить конфликт. В этом случае лучше всего подойти к вам и тихонько посоветоваться — вы наверняка сможете ему помочь.
7. Если вам кажется, что другой ребенок на площадке ведет себя неадекватно или вы не можете с ним договориться, подойдите к его родителям и тихо и вежливо объясните суть ситуации и предложите вместе найти выход из трудного положения. Да, этот вариант требует дипломатичности. Да, вы не всегда найдете понимание.
Например:
«Добрый день, ваш малыш уже полчаса качается на качелях — мы бы подождали еще, но, к сожалению, через 20 минут мы уходим домой. Моя дочка тоже очень любит качаться и мне бы хотелось ей помочь. Как вы думаете, что мы могли бы сделать в этой ситуации?»
«Добрый день, ваш малыш уже полчаса качается на качелях — мы бы подождали еще, но, к сожалению, через 20 минут мы уходим домой. Моя дочка тоже очень любит качаться и мне бы хотелось ей помочь. Как вы думаете, что мы могли бы сделать в этой ситуации?»
8. Чаще всего детские конфликты легко разрешить с помощью игры — это потребует участия взрослого, но зато поможет детям научиться искать решения. Сначала, конечно, стоит обсудить проблему с детьми. И попробовать вместе придумать выход из ситуации.
Например: все хотят качаться, а качели одни и никто не уступает.
«Ого, вот это ситуация — и ты, Маша, хочешь качаться, и ты, Саша, хочешь. Что же нам делать?»
Иногда дети сами придумывают выход. А иногда им нужна подержка взрослого.
Иногда дети сами придумывают выход. А иногда им нужна подержка взрослого.
Например: «Ну, хорошо, давай тогда ты, Маша, покачаешься, а мы с Сашей пока сплетем венок из одуванчиков (сделаем машинку из шишек/поймаем майского жука/запустим кораблик).
Велика вероятность, что предмет спора будет скоро забыт. И все погрузятся в новую игру.
9. Наверняка рано или поздно возникнет ситуация, о который вы не успели договориться с ребенком. И вполне возможно, ваш ребенок поступит не совсем так, как вы ожидали.
Если дело срочное, позовите к себе малыша или отойдите с ним в сторонку и объясните, что по-вашему сейчас произошло и как стоит поступить, чтобы всем было радостно снова. Если дело несрочное, по дороге домой обсудите произшедшее, расскажите, как стоило поступить и зачем и кому это было нужно.
10. Учитесь отличать свои желания от желаний ребенка.
Для этого полезно спрашивать малыша, что он хочет или не хочет и что ему нравится или не очень. И заодно отмечать моменты, когда приходят мысли «а я в его возрасте..» или «мой ребенок будет...». Вполне возможно, что ваш ребенок будет совсем не похож на вас в детстве.
Нет ничего более грустного, чем силач-папа, заставляющий своего тихого сына прыгать с горки, потому что «ты же пацан», или мама, которая малышку-дочку заставляет делиться всеми игрушками сразу, потому что «так надо».
И да, не торопитесь навешивать ярлыки.
У каждого ребенка бывают периоды, когда он менее адаптивен.
Например, старшие братики и сестренки на площадке могут на время стать «жадными».
А дети, переживающие потрею близкого, «тихонями» и «трусишками».
«Драчуны» могут оказаться в самом разгаре кризиса трех лет или просто детьми с непростой семейной ситуацией.
Конечно, это не отменяет правил. Но и уважения к человеку, пусть даже и маленькому и не очень послушному, тоже.
А вы часто бываете на детских площадках?
Даша Уткина