Евгения Ганиева о рождении дочки Алисы.
Расскажи, как все прошло?
Все прошло хорошо. Намного лучше, чем мои первые роды. Хотя все случилось очень неожиданно.
У меня было экстренное кесарево сечение, а срок моей беременности был 37 недель и 1 день. Накануне немного побаливал низ живота и было больно лежать на правом боку. А поскольку у меня рубец на матке от первого кесарева и он был достаточно тонким на последнем УЗИ (2,1 мм), я решила с утра поехать на прием к своему врачу в роддом.
Он посмотрел меня на кресле, было невероятно больно, когда он исследовал шов – искры из глаз. И сразу после осмотра сказал, что шов расходится и надо срочно кесариться. Меня это очень расстроило.
Мои первые роды тоже были при помощи экстренного кесарева сечения, и я очень надеялась рожать в этот раз естественным путем. Даже специально искала врача, который практикует естественные роды с рубцом на матке. И нашла - он до последнего был настроен пробовать со мной естественные роды, несмотря на мой тонкий рубец и на то, что в 35 недель я уже успела провести у них ночь в предродовой с диагнозом "истончение шва до 1,4 мм". Но тогда за ночь они тонус сняли, и шов вернулся к 2,1 мм.
После этого мой врач сказал, что все равно будем пробовать, хоть и шансы родить самой очень и очень невелики. Так и оказалось... В любом случае, в этот раз уже перед операцией я твердо знала, что других вариантов кроме родов при помощи кесарева сечения нет, и доверяла своему врачу, что их действительно нет.
Мне очень было важно, что он был готов к естественным родам, что понял мое желание и изначально предупредил, что будет откровенен и честен по шансам: даст мне попробовать родить, но в случае чего, в случае риска, откесарит сразу же. Поэтому когда он сказал, что надо кесариться прямо сейчас, в 37 недель, я, согласилась. Хотя, конечно, поплакала - очень боялась за малышку, все-таки срок пограничный.
Как долго длились роды?
К 12:00 я приехала вместе с мужем на прием, где мне и сообщили о расхождении шва. Потом отправили с медсестрой в приемную, я быстро приняла душ, мне сделали все гигиенические процедуры, забрали вещи и отвели вместе с мужем на УЗИ, где диагноз о расхождении шва подтвердился – он был уже 0,9 мм.
Дальше нас отвели в предродовую, взяли кровь на анализы для операции и подключили к КТГ. Я полежала, наверное, полчасика на КТГ, мы с мужем болтали, смеялись. В предродовой была еще одна женщина, но ее достаточно быстро куда-то увезли.
Потом пришел мой врач. Сказал, что готовят операционную и "ждут кровь". Как только анализ будет готов, все случится. Меня отключили от КТГ и сказали ходить гулять по отделению, ни о чем плохом не думать, расслабиться и общаться с мужем.
Так мы и делали. Я помню, что изучила за это время все плакаты в отделении и фотографии врачей на доске «сегодня дежурят». Потом акушерка позвала меня в предродовую – меня осмотрела зав.отделением и пожелала удачи на операции. Потом пришел мой врач, сказал, что почти все готово и сейчас пойдем в операционную. Медсестра повела нас с мужем в операционный блок.
Все вокруг были такими вежливыми и спокойными, это помогало мне не стрессовать сильно, хотя было страшно. Не помню точно, но кажется, около трех мы были в операционной. Дочка появилась на свет в 15:56. Потом была реанимация, а в палату меня перевели уже около 23 часов.
Где ты решила рожать?
Мне было принципиально не где рожать, а с кем. Мне нужен был врач, в котором бы я была бы уверена и который бы мне позволил попробовать рожать естественным путем после кесарева сечения.
Сначала я просто «гуляла» по интернету на разных сайтах и читала отзывы. Но самым продуктивным в плане поиска врача был совет Très bébé Class сходить в ЦТА на встречу с акушерками и поговорить на эту тему с ними.
Так я и поступила. Сходила на бесплатную встречу, послушала, оценила адекватность, глубину подхода и профессионализм акушерок. Потом посмотрела по списку роддомов, с которыми они работают, какие ближе ко мне. У меня вторые роды, рубец на матке, поэтому расстояния для роддома было одним из важных критериев.
И плюс к этому, важным критерием была политика роддома по родам с рубцом на матке. В итоге, по всем этим критериям получилось 2 роддома: ПМЦ и 15.
Единственная акушерка ЦТА, которая работает и с тем, и с другим роддомом, оказалась Юлия Петрова. Я записалась к ней на консультацию. Юля мне очень понравилась. Невероятно светлый человек, отзывчивая и, на мой взгляд, мега-вдумчивая и профессиональная.
На встрече с ней выяснилось, что 15-ый роддом временно не разрешает естественные роды с рубцом. Поэтому в моем случае оставался только Перинатальный центр. Юля порекомендовала двух врачей, с которыми она работает. Так я попала на прием к своему доктору – Ерояну Петросу Оганесовичу. По тому, какие вопросы он мне задавал, по тому, как отвечал на мои вопросы, я сделала вывод, что готова и хочу рожать именно с ним. И я ни на секунду не пожалела.
Также я очень довольна ПМЦ. Во-первых, конечно, люди вокруг. Абсолютно весь персонал клиники с тобой РАЗГОВАРИВАЕТ! И разговаривает по-человечески спокойно и вежливо, что вообще невидимая роскошь для нашей медицины. Все: и врачи, и акушерки, и медсестры – всегда отвечали на любые мои вопросы, все рассказывали и объясняли. Ну, и, комфорт, который есть в ПМЦ - это не роскошь, это просто нормальные условия. Очень важно для меня было то, что сама обстановка, мебель и даже цвет стен и картины вокруг – все это напоминает скорее хороший санаторий, нежели холодную больницу. А как там кормят! Даже хочется вернуться за третьим.
Эти ощущения совсем не сравнить с моими воспоминаниями о месте, где я рожала первую дочку, когда я даже просто проезжаю мимо, меня гложет грусть и как-то неуютно...
Готовилась ли ты как-то специально?
Да, я готовилась к родам. Но для меня был важен момент психологический. Мне настолько не понравились мои первые роды, что важно было «снять» страх и принять тот факт, что тогда все пошло именно так, а не иначе. Ничего ужасного тогда не произошло – просто экстренное кесарево (зеленые воды и гипоксия плода), ребеночек родился здоровым.
Однако осталось ощущение, что мне там ужасно не понравилось, что все пошло не так и что я не управляю процессом и ничего не понимаю.
С кем?
Муж не собирался присутствовать на моих родах. И я не думала просить его об этом.
Опять же, повторюсь, для меня было главным – присутствие на родах врача, которому хочется довериться и еще я хотела, чтобы на родах присутствовала акушерка.
Но так получилось, что муж все время находился со мной. Он был даже за дверью операционной, внутри операционного блока. Он был рядом, когда меня вывезли на каталке после операции, он был рядом в реанимации, пока я приходила в себя, и он был рядом до операции, пока я в ужасе ее ждала.
Могу сказать, что его присутствие оказалось для меня очень важным!
Не понимаю, почему в других клиниках запрещено находиться родным в реанимации рядом. Когда тебе физически так плохо, никто и ничто так не помогает, как присутствие любимого человека.
Помню, как после первых родов лежала в реанимации одна, у меня даже телефон отобрали. Тогда время мне показалось бесконечным, и, казалось, что никогда я не чувствовала себя настолько плохо физически.
Второй раз со мной физически было все точно так же, однако ощущения остались совсем другие.
Что тебе помогало справляться?
Повторюсь, для меня важным было: отношения с врачом, присутствие мужа, немного не больничная атмосфера ПМЦ
А что мешало?
Пожалуй, ничего.
А во что ты была одета?
В больничную ночную рубашку и халат. В ПМЦ рубашки такие забавные, как из советского детства.
А потом - что было в первые два часа после родов?
Я была в реанимации. После первой операции КС меня очень сильно трясло – у меня тяжело всегда сходит наркоз. Я помню, что меня трясло часов 6 и ничего никто не делал, меня только укрывали тремя одеялами, но ничего не помогало.
В этот же раз, ко мне сразу подошла медсестра и спросила, почему я не жалуюсь, что меня так трясет. На мой вопрос: «А разве что-то с этим можно сделать?», она мне предложила укол, я сейчас даже не помню какой, но мне буквально через 15 минут полегчало и трясти перестало.
Когда я думала, что не хочу опять КС, меня пугало именно это состояние после операции.
Как быстро перерезали пуповину?
Сразу же. В этой ситуации я даже не успела с врачом обсудить, что хочу, чтобы она отпульсировала. Я помню, что говорила ему об этом на нашей первой встрече. Но когда все началось так неожиданно и развивалось стремительно я, честно говоря, вообще об этом
забыла.
Делали ли тебе какие-либо уколы во время и после родов?
Да.
Ставили ли капельницу?
Да
А катетер?
Да
Положили ли малышку на живот? Как быстро?
Пожалуй, это единственный минус. Малышку положили мне на грудь всего на несколько минут, хотя я умоляла позволить ей полежать подольше. Даже в моих первых родах дочка лежала на мне намного дольше, пока все не зашили. В этот же раз, буквально минут 5. И только после моей просьбы медсестра помогла малышке найти грудь.
Мыли ли ее?
Не помню.
Как проводили оценку по шкале Апгар?
Во время операции у меня начались дикие боли справа. Выяснилось, что там разошелся шов почти совсем. Врачи добавили мне наркоза и я на несколько минут
провалилась в сон, открыла глаза, когда малышка уже лежала на столе и ее измеряли. После этого только ее положили мне на грудь
Помогали ли с первым прикладыванием?
По моей просьбе.
Кто?
Медсестра.
А что с едой? Хотелось есть? Пить?
Честно, вообще ничего не хотелось. Но в реанимации мне сразу выдали четыре бутылки воды и заставляли пить по глотку, все время напоминали. Туда же мне привезли чай с лимоном, вот его мне очень хотелось. И уже ночью в палату привезли бульон.
Ты брала что-то с собой?
Телефон был всегда со мной, кроме операционной.
И после родов - как все было?
Ночью, когда меня перевели в палату в 11 вечера, я попросила, чтобы мне привезли малышку. Медсестра привезла. И я целовала дочку и не могла надышаться ее запахом.
Медсестра сказала, что оставить ее никак не может, так как я еще не встаю. И оставят мне ее как только я встану. На следующее утро, как только проснулась, я сразу позвала медсестру помочь мне встать. Как только встала, сразу сказала, чтобы мне привезли дочку.
Это был огромный плюс ПМЦ – что можно забрать ребенка, можно оставить на любое время в детской. После операции я буквально проваливалась в сон первые сутки. Со вторых суток дочка все время находилась рядом со мной.
Как быстро выписались?
Нас выписали только на пятые сутки из-за кесарева. Причем не на пятый день, а именно на пятые сутки. Как бы хорошо ни было в ПМЦ, а домой все равно очень хотелось. Пять суток – очень долго...
Что бы ты хотела знать до родов такое, что знаешь теперь? Поделись, пожалуйста, мамами в ожидании!
Обязательно выбирайте врача и не стесняйтесь на моменте выбора и общения задать ВСЕ вопросы, которые вас волнуют и сказать, что вам действительно важно. За ваши роды несете ответственность только вы, не перекладывайте ее на кого-то еще.
Вы в праве знать что с вами делают и почему.
И отдельный большой блок про крутую старшую сестру!
Амине 6 лет. Она очень ждала сестричку. Очень тяжелым оказалось время, пока я находилась в роддоме, ко мне все ездили, а Амину в палату не пускали.
Мы встречались с ней внизу, у гардероба, но она расплакалась и мы решили больше так ее не терзать - общались только по скайпу. Я показывала ей сестричку, как же хорошо, что существуют все эти новейшие технологии.
Как вы рассказали крошке о беременности?
Амина была вторым человеком, после мужа, которому я рассказала о беременности. Мне было просто очень важно поделиться такой радостью с нею. Когда я сказала ей, она начала прыгать, верещать, обнимать меня и говорить «Спасибо, мамочка!» Это был один из самых главных моментов в моей жизни.
Вы как-то специально готовились к рождению сестрички?
Да. Мы обсуждали это. Я рассказывала о том, что сейчас происходит с малышкой в животике, мы выбирали вещи вместе, мы обсуждали, как будем ее купать, как будем с ней гулять вместе, мы читали книжки «Ай, да Борька» и «Сюрприз для Карлхена».
Как вы решили вопрос с “куда деть ребенка на время родов”?
Это был день, и Аминка как раз была в саду. Из сада ее забрала бабушка, а вечером, в 8, папа был уже дома.
Как вы организовали знакомство детей?
Сначала Амина увидела сестренку по скайпу. А потом на выписке.
Подарили ли вы малышу подарок в честь рождения сестренки?
Честно говоря, нет.
Как вообще дочь отнеслась к переменам?
Первые дни Амина была очень насторожена к любым движениям с нашей стороны в сторону Алисы.
И однажды даже произнесла: «Ну, конечно, теперь вы только ее сюсюкать будете». Но теперь все сюсюканья только обеим! Амина зацеловывает Алису, участвует
во всем, что с ней связано: купаем вместе, помогает, когда переодеваю. Она целует ее везде, иногда даже приходится останавливать поток нежности, потому что Алиса хнычет под напором объятий Амины.
Еще Амине скучно, что я так часто кормлю Алису. Поначалу я во время кормления читала Амине книжки. Но сейчас уже Амина привыкла к частым кормлениям и может в это время занимать себя сама. Но, конечно, любые перемены все равно всегда даются сложно: и взрослым тоже, что уж говорить о детях. Меня саму терзает то, что я не могу уделять Амине столько времени, как раньше.