А вы знаете, что в 29 роддоме уже ГОД работает служба психологической поддержки в родах?
Еще в начале весны 2015 мы вместе с Екатериной Шехтман и Светланой Банниковой решили рассказать о "Службе психологической поддержки" женщин во время родов в 29 роддоме. О ней нет информации на сайте, зато есть десятки благодарных женщин оффлайн.
Надо сразу сказать, что 29 роддом с приходом Ларисы Николаевны Есиповой на пост главного врача стал невероятно популярным. До этого она была заместителем главного врача в 25 роддоме и одной из первых начала принимать "вертикальные" роды и обучать этому коллег. Постепенно вокруг нее сформировалась команда молодых специалистов, которых объедяют общие принципы работы и отношение к родам.
Именно Лариса Николаевна оказалась первым врачом, которая прямо на моих глазах сама предложила подождать с перерезанием пуповины и дать новорожденному малышу постепенно адаптироваться к новой среде. Такие предложения от врачей поступают не часто!
В 29 роддоме много сотрудничают с центрами ЦТА и Драгоценность, где можно заключить контракт на роды со "своей" акушеркой.
Врачи идут навстречу женщинам - ванны, семейные палаты, приглушенный свет, два человека вместе с роженицей (например, муж и доула) и даже роды в воду.
В октябре 2014 в роддоме по инициативе главного врача появилась своя служба психологической поддержки в родах. В первую очередь, для тех, кто рожает по контракту.
В этой службе работают психолог Светлана Банникова, директор школы "Новые Люди", и ведущая курсов для беременных “Новые Люди” Виктория Устинова.
В будни с 9 до 16 одна из двух помощниц работает в родильном блоке. В эти часы многие врачи ведут дневной прием, а акушерки заняты, так что бывает сложно проводить с женщиной в родах много времени.
Задача помощниц: поддержать в родах всех женщин, кто в этот момент рожает по контракту и готов принять помощь, а также "сложных" рожениц из бесплатного отделения.
Врач акушер-гинеколог и заведующая консультационно-диагностическим отделением 29 роддома Юлия Михайловна Исакова:
"Наша задача - выявить отклонения от нормы и устранить их. Остальное - наблюдение. Женщина в родах хочет внимания, так что хорошо, когда рядом есть акушерка или психолог".
Сейчас Светлане и Виктории приходится распределять свое внимание и силы между несколькими роженицами одновременно.
В день с 9 до 16 происходит обычно от 3 до 8 родов.
Психологов из службы поддержки зовут на начало контрактных родов, если нет другого сопровождения.
А если психологи свободны от контрактных родов, то они могут помочь и женщинам, которые рожают бесплатно. Обычно это психологическая поддержка по просьбе врача. Например, если врач замечает, женщина плачет.
Поддержка строится иначе, чем в случае индивидуального сопровождения в родах, когда общение с доулой начинается еще во время беременности и к моменту начала родов уже есть общее видение процесса. Здесь знакомство начинается непосредственно в родильном боксе!
Светлана Банникова, психолог, доула, основательница школы "Новые Люди":
“Очень необычно работать посменно. К этому непросто привыкнуть. Раньше мы с Викой оставалась дольше, ведь роды не заканчиваются ровно в 16:00. А потом все-таки стали уходить вовремя. Это даже удивило акушерок - почему не дождались завершения родов!
Сложная работа: надо войти в контакт с женщиной и построить диалог уже во время родов.
При этом можно более уверенно опираться на ресурс мамы, ведь она изначально решила рожать без сопровождения и рассчитывала на свои силы.
Может быть, в таком формате работы я не так близко "присоединяюсь", так как рожает несколько мам сразу. Это не то же самое, что обычное сопровождение родов.
Здесь больше работаешь "методом тыка" - новый человек и приходится пробовать разные подходы.
Мои приемы?
Вот:
1) Присоединение - подстроиться под женщину и принять ее ситуацию.
2) Найти её сильные стороны: на что женщина сможет реагировать, что ее цепляет, за что готова бороться? Например, за здоровье ребенка или роды без разрывов или еще что-то. Объяснить ей на доступном, "её", языке, что можно делать.
3) Занять удобное положени и найти, где приятно сделать массаж: большинству помогает ванна, массаж крестца, прогулки и мяч (фитбол).
4) Хвалить, поддерживать желательное поведение. Давать отрицательную обратную связь на то, что надо взять под контроль (в таких случаях просто молчу).
5) Массаж на схватке в ритме дыхания женщины: удлиняю выдох, могу подышать вместе с ней, массирующие движения на выдохе.
6) Включить партнера в процесс: показать, чем можно помогать (например, научить делаь массаж, объяснить показатели КТГ)
Полезное видео про массаж показывают доулы Эйме Шиллингтон и Шелли Скотка
В моей практике не особо работают аромамасла.
И еще сложно работать с мамами, которые жестко настроены на определенную схему помощи ("массаж три раза по часовой стрелке и только таким кремом"). Когда это не помогает, рушится вся когнитивная стратегия и иллюзия.
Такие женщины обычно приносят много внешних атрибутов (коврик, свечки, масло) - каждый шаг регламентирован, хорошо, что не говорится о длине рубашки.
Когда внешним факторам уделяется первостепенное значение, то в случае, если они не срабатывают, разочарование настолько сильное, что агрессия переносится и на меня (как еще один внешний стимул): "Это вы что-то не так делаете!"
Зато агрессия - это энергия. Когда мамы злятся, у них появляются силы двигаться дальше.
Когда схватка воспринимается как волна, от которой надо убежать, она найдет и накроет.
Как помогает поддержка во время родов?
Конечно, ценно иметь непрерывный контакт с человеком, с компетентным человеком, которому доверяешь и которому не страшно задать глупые вопросы.
Техники немедицинского обезболивания помогают женщине “собраться” и как-то “плыть” в процессе родов.
Иногда, если роды начались быстро, женщина просто не успевает сориентироваться. И тогда после массажа, например, начинает замечать перерыв между схватками. Это такой важный для женщины момент ориентации в том, что происходит.
Я за то, чтобы кора (головного мозга) не “выключалась”, чтобы не слишком уж много было нового в ощущениях.
Конечно, у каждой женщины свои способы.
Вспоминаю роды, где женщина рожала четвертого ребенка и орала, как сумасшедшая, в коридоре. Меня позвали помочь: перевели её в отдельный бокс, дыхание, позы - все работает. Когда стало тужить, я пошла за акушеркой. Как только ушла - женщина орет. Это был ЕЁ метод самопомощи. Можно было "пугать ребенком" (не кричи, а то ребенку не хватит кислорода), но зачем?
Хотя врачи называют её реакцию неадекватной, понимаю, что с женщиной все в порядке и она адекватна: помогает себе тем, что для нее работает.
Считаю, что для меня оправдана манипуляция, только в случае, когда страдает ребенок.
Позиция врачей: женщина должна быть управляемой. И это понятно. Врач несет ответственность "за тело", а я нет. Но и женщины тоже берут на себя ответственность за свое тело.
Например, женщина отказывается от катетера, хотя есть показания. После диалога - все равно нет. Ей больно и поэтому она отказывается. Врач угрожает, но это решение женщины. Она не сумасшедшая, она разумно приняла решение и готова подписать отказ. В таких случаях я принимаю решение женщины и остаюсь на ее стороне.”
Юлия Михайловна Исакова, врач акушер-гинеколог, заведующая консультатично-диагностическим отделеним 29 роддома:
"Мне нравится, чтобы человек не сидел, а оказывал помощь, но знал пара-акушерские навыки: ставить монитор, позвать на помощь если меняется давление.
Главное, чтобы женщине было комфортно и мое отсутствие не смазало её впечатление о родах.
Обычно еще на приемах во время беременности я рассказываю о том, как врач работает на родах.
Уже сразу видно, кому что нужно - "тепло и тихо" или "с родней и общением". Я рассказываю о родах с акушеркой или психологом, если женщина заводит об этом разговор, а также на Дне открытых дверей в роддоме.
Мы много работаем вместе со Светланой Банниковой, с ЦТА и со школой Драгоценность.
У меня еще ни разу не было опыта работы с человеком, который был бы доулой.
Если приходит акушерка, то наши акушерки отходят на второй план.
Плюсы сопровождения для врача - возможность заниматься медицинской частью родов, а для женщины, конечно, - поддержка
У нас в роддоме можно быть с сопровождающим и с мужем. Для пап есть комната, где можно отдохнуть.
Во время родов при помощи кесарева сечения, да, муж может быть в операционной, ребенок прикладывается к груди, а остальное решается индивидуально и исходя из ситуации. Папа может остаться с ребенком вместо мамы.
Я готова принимать всех, пока вижу, что люди не мешают родовому процессу. Мне попадаются вполне адекватные люди.
Сложности? Важно помнить, что роль сопровождающего лица второстепенна и не вступать в конфронтацию с врачом, в случае, когда нужна медицинская помощь. Необходим диалог."
Ирина Владимировна Полунина, заведующая отделением патологии 29 роддома:
"Врач отвечает за медицинский аспект родов и несет юридическую ответственность.
Сложно, когда на курсах "зомбируют".
Хочется, чтобы сопровождающий принимал участие. Например, перевести "с русского на русский".
Хочется видеть на родах человека, которого ты знаешь. Хотя, как ты с ним познакомишься?
Мой опыт сотрудничества с доулами, по большей части, позитивный. Врачу проще, потому что пациентка находится в состоянии психологического комфорта: и с доулой больший контакт, и врачу легче донести информацию."
Для полноты картины, мы решили поговорить с одной из женщин, которая не планировала для себя роды с сопровождением, но, в итоге, осталась очень довольна дополнительной поддержкой.
В послеродовом отделении мы встретились с Татьяной, мамой двухдневного Пети:
"Мы рожали по контракту с мужем. Когда читала про роддом, видела отзывы, что есть те , кто довольны родами с психологом, кто подскажет, как дышать и прочее
Конечно, муж - это муж, он за ручку держит, а сам в шоке. Хотя я и не ожидала, что он будет такой молодец!
Психолог знает, как это все проходит, 10 раз все объяснит. У меня были непростые роды - 15 часов
Когда пришла Света, врач как раз говорила про эпидуральную анестезию. Света предложила мужу отдохнуть и посидела со мной.
Я задала вопросы, как дышать. Мне уже говорила врач и я сама об этом читала, но поддержка живого человека здесь очень важна!
Врач Юлия Александровна тоже очень ласковая и все объясняла, но я была в полусознании и Света поддерживала меня и на потугах, когда в ушко шептала: "Выдыхай еще раз, ты молодец!"
Она в нашей родильной команде заняла свое место и оказалась действительно нужным человеком.
Я очень довольна своим выбором роддома!"
Лариса Николаевна Есипова, главный врач роддома ГКБ 29, о своих впечатлениях о работе психологической службе поддержки в родах :
“Я очень довольна тем, что в роддоме есть сопровождение родов.
Женщина в родах должна чувствовать себя комфортно. Иногда медикам удается быстро наладить контакт, а с кем-то контакт простраивать надо дольше. Эту функцию выполняют психологи, которые сопровождают роды.
И в родах некоторым женщинам надо уделять особое внимание и поддерживать непрерывный контакт для их эмоциональной стабильности.”
Светлана Банникова, психолог, доула, основательница школы "Новые Люди":
“Мне все очень нравится в роддоме ГКБ 29.
Здесь с женщиной работает команда, а не отдельно врач, акушерка и психолог. И это положительно сказывается на результате и, конечно, создаются наилучшие условия для мам и детей.
Качественная медицинская помощь и условия поддерживающие психологический комфорт позволяют роддому набирать популярность и сейчас все больше семей выбирают для родов именно 29 роддом.”