class
подготовка к родам
guide
лучшие места для детей

Жалобы и предложения: роддом

2012-05-29

Я начну издалека. Консультанты по грудному вскармливанию, если они работают с мамами новорожденных, обязаны спрашивать маму о том, как у нее прошли роды, а также о том, что происходило потом в послеродовом отделении. Есть специалисты, которые настаивают на том, чтобы каждая мама имела доступ к консультанту на лактации, но будем честными, пока что мамы, у которых все хорошо, чаще всего не пользуются такими услугами (мне кажется, что если у мамы нет желания обращаться к специалисту, то это правильные подход). Поэтому консультанты по грудному вскармливанию - это такие специальные люди, которые с завидной регулярностью слушают рассказы о том, что в родильном и послеродовом отделении было не так. Такая специфика.

Около года назад я присутствовала на встрече консультантов по грудному вскармливанию ЦТА с акушерками ЦТА, на которой консультанты наезжали на акушерок за то, что мамы регулярно рассказывали им о том, как роды по программе "Естественные роды" прошли как бы не совсем, а то и совсем не естественно. Для консультантов это важно, потому что проблемы в родах и вмешательства в родовой процесс часто оказывают влияние на то, насколько легко маме и ребенку будет наладить грудное вскармливание. Это была щекотливая ситуация, в частности из-за того, что консультанты действительно не встречаются со многими мамами, которые родили по этой программе без проблем. Этим "беспроблемным" мамам вполне хватает тех советов по кормлению грудью, которые оставляет акушерка. Кроме того, роды по программе "Естественные роды" - это все-таки не домашние роды в роддоме, и ожидать этого от программы несправедливо. У нее есть другие преимущества, и из того, что есть сейчас в Москве, это одна из самых гениальных программ по сотрудничеству роддомов с акушерками, которые умеют помогать женщинам в родах в любых условиях, но это совершенно точно роды в роддоме. В общем, разговор получался нервный, но интересный. 

В какой-то момент в обсуждение вмешалась Тамара Садовая, во многом благодаря которой эта программа и существует, и сказала одну очень важную вещь. Мне жалко, что об этой очень простой, очень важной вещи так мало пишут и говорят, так что я, пожалуй, начну делать это сама.

Она сказала о том, что ресурс ее влияния на роддома ограничен. Да, она бизнес-партнер, да, она эксперт в своей области. И ресурс влияния акушерок, которые работают в этой программе, тоже ограничен. Он есть, и у нее, и акушерок, и они стараются его использовать, но он имеет свои пределы. И при этом во всей этой истории есть люди с огромным ресурсом, который не используется - родители, люди, которые за все это платят деньги. И что если хотя бы каждый второй недовольный чем-то написал бы об этом главному врачу роддома, страховой компании и ей лично, перемены стали бы происходить гораздо быстрее.

Как внести свой вклад в улучшение услуг роддомов, инструкция Très bébé:

  1. Ознакомьтесь с рекомендациями Минздрава для роддомов, или хотя бы с выдержкой из них, которую мы подготовили.
  2. Отметьте для себя - что из рекомендованного вы смогли получить в роддоме, а что - нет.
  3. Отметьте для себя, что еще в роддоме вам понравилось, помогло, оказалось полезным, а что заставило переживать, доставило боль или неудобства.
  4. Составьте электронное письмо на имя главного врача роддома и менеджера страховой компании (если вы рожали не по контракту, то это должна быть компания, в которой у вас оформлен полис ОМС).
  5. Позвоните в роддом и спросите - куда и в какой форме нужно высылать письмо главному врачу, чтобы оно до него дошло? Чаще всего это либо электронный адрес роддома (тогда "Главному врачу" должно стоять в теме письма), либо специальное поле на сайте роддома. К сожалению, иногда для того, чтобы узнать, куда писать, приходится звонить по двум, иногда трем телефонным номерам. Это немного усложняет задачу, но не настолько, чтобы она становилась невыполнимой.
  6. Позвоните в страховую компанию и спросите - куда и в какой форме нужно написать отзыв о работе роддома, которому платит эта страховая компания, чтобы он дошел до менеджеров, которые отвечают за сотрудничество с роддомами? 
  7. Отправляете письма, записываете даты, в которые вы их отправили.
  8. (для упорных, не дождавшихся ответа) Через две недели перезваниваете в роддом и в страховую компанию и спрашиваете, что произошло с письмом? Кто его получил? Кто отвечает за то, чтобы на него ответить? Кто его начальник?))

Важные детали:

  • хорошо опираться на рекомендации Минздравсоцразвития, потому что это сделает отзывы более структурированными, так роддомам будет легче понимать, за чем начинать следить в первую очередь,
  • если было хоть что-то, чем вы довольны, укажите это: во-первых, к таким сбалансированным письмам обычно серьезнее относятся, и, во-вторых, если не поощрять хорошее, оно тоже может исчезнуть,
  • в письме старайтесь описывать произошедшее с вами кратко и не слишком эмоционально (короткие письма читают внимательнее, к "сухим" письмам внимательнее относятся), и в то же время не нужно скатываться в бюрократический язык, достаточно обычного человеческого.

Удачи тем, кто захочет постараться и сделать это для улучшения нашей с вами общей ситуации и заранее большое вам спасибо!

 

Надя Павловская